- повышение и адекватность самооценки:
«Стенд достижений каждого ребенка», «Звезда недели», где в ежедневной информации для родителей отмечаются малейшие успехи детей; «Волшебный стул» для улучшения взаимоотношений между детьми, «Волшебная палочка» для развития мотивационных предпочтений, «Клубочек» для развития чувства единства, сплоченности;
- снятие агрессии и ослабление негативных эмоций:
«Подушка для битья», «Молоток» для «выхода» психо-эмоционального
напряжения, скопившейся внутренней тревожности; «Лист гнева» для
предотвращения возникшей конфликтной ситуации; «Волшебный мешочек для
криков» для возможности легально выразить вербальную агрессию;
- снятие эмоционального напряжения: коврики, валики, аудиозаписи со звуками природы, релаксационной музыкой, речью;
- на развитие телесных движений и ориентировок, самовыражение, на актуализацию собственных желаний:маски, костюмы, сундучок с атрибутами для перевоплощения.
Характер переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления. Эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции и коррекции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Подчеркивая роль организованной предметно-чувственной деятельности как основы формирования личности, в целях повышения мотивационной готовности детей к сотрудничеству, разработаны организационно-методические требования к проведению занятий:
- минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных;
- предоставление, по возможности, максимальной свободы действий;
- обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка;
- обеспечение только необходимой помощи со стороны взрослого;
- отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка;
- демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям;
- постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка;
- превалирование приоритета в системе общения «ребенок-ребенок» и использование, лишь по мере необходимости, системы общения «ребенок взрослый»;
- создание положительной мотивации, ситуации успеха.
При этом:
усилия ребенка всячески поощряются; в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
Построение развивающей среды в СП
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
1.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
2.Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
3.Это предполагает решение следующих задач:
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
4.Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5.Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2.Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3.Принцип стабильности, динамичности;
4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7.Принцип открытости – закрытости;
8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.
В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
2.Принцип активности.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример:
На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.
3. Принцип стабильности динамичности развивающей среды.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).
6. Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
7. Принцип открытости – закрытости.
Может быть представлен в нескольких аспектах.
1.Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
2.Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
3.Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
4.Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я».
В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Варианты построения развивающей среды:
1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.
4.Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
- Достраивание определённых деталей интерьера детьми
- Включение в интерьер крупных игрушек-символов
- Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
6.Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.