МЕНЮ САЙТА
Переводчик сайта
Мини-чат
Users ONline
Новости
Закладки
Официальные сайты
|
ПедагогамОрганизация психологического пространства в группах СП направлена на: - повышение и адекватность самооценки: «Стенд достижений каждого ребенка», «Звезда недели», где в ежедневной информации для родителей отмечаются малейшие успехи детей; «Волшебный стул» для улучшения взаимоотношений между детьми, «Волшебная палочка» для развития мотивационных предпочтений, «Клубочек» для развития чувства единства, сплоченности; - снятие агрессии и ослабление негативных эмоций:
«Подушка для битья», «Молоток» для «выхода» психо-эмоционального
напряжения, скопившейся внутренней тревожности; «Лист гнева» для
предотвращения возникшей конфликтной ситуации; «Волшебный мешочек для
криков» для возможности легально выразить вербальную агрессию; - обучение методам саморегуляции: «Иллюстрации эмоций», «Театр масок», "зеркала"; - снятие эмоционального напряжения: коврики, валики, аудиозаписи со звуками природы, релаксационной музыкой, речью; - на развитие телесных движений и ориентировок, самовыражение, на актуализацию собственных желаний:маски, костюмы, сундучок с атрибутами для перевоплощения. Характер переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления. Эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции и коррекции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Подчеркивая роль организованной предметно-чувственной деятельности как основы формирования личности, в целях повышения мотивационной готовности детей к сотрудничеству, разработаны организационно-методические требования к проведению занятий: - минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных; - предоставление, по возможности, максимальной свободы действий; - обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка; - обеспечение только необходимой помощи со стороны взрослого; - отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка; - демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям; - постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка; - превалирование приоритета в системе общения «ребенок-ребенок» и использование, лишь по мере необходимости, системы общения «ребенок взрослый»; - создание положительной мотивации, ситуации успеха. При этом: Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь;
усилия ребенка всячески поощряются; в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами. Построение развивающей среды в СП
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду
является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между
детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: 1.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» 2.Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности 3.Это предполагает решение следующих задач: - Радости существования (психологическое здоровье) - Формирование начал личности (базис личностной культуры) - Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности) - Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности. 4.Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. 5.Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2.Принцип активности, самостоятельности, творчества; 3.Принцип стабильности, динамичности; 4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7.Принцип открытости – закрытости; 8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен. В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка. Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. 2.Принцип активности. Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Пример: На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение. 3. Принцип стабильности динамичности развивающей среды.
В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена
возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые
многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении
общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок. 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей
взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым
функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям
разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ). 6. Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания
своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере
детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а
простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные
скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и
о различных культурах – восточной, европейской, американской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада. 7. Принцип открытости – закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах. 1.Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах. 2.Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. 3.Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. 4.Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте. 8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление
возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в
соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей. Варианты построения развивающей среды: 1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования. 2.Использование помещений спальни и раздевалки. 3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться. Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды. 4.Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д. 5.Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций» - Достраивание определённых деталей интерьера детьми - Включение в интерьер крупных игрушек-символов - Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр. 6.Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду. |