Пятница, 03.05.2024, 05:47,
3.14.130.24

СП ГБОУ СОШ № 9 г. о. Чапаевск Самарской области. Детский сад № 23 "УЛЫБКА" © (обучение в СП ведётся на русском языке)

МЕНЮ САЙТА
Электронные услуги
в сфере образования

Зачисление в дошкольное образовательное учреждение
Переводчик сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Users ONline
Погода
Посетите
Новости
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Закладки

Педагогам

Организация психологического пространства в группах СП направлена на:

- повышение и адекватность самооценки:

   «Стенд достижений каждого ребенка», «Звезда недели», где в ежедневной информации для родителей отмечаются малейшие успехи детей; «Волшебный стул» для улучшения взаимоотношений между детьми, «Волшебная палочка» для развития мотивационных предпочтений, «Клубочек» для развития чувства единства, сплоченности;

- снятие агрессии и ослабление негативных эмоций:

   «Подушка для битья», «Молоток» для «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности; «Лист гнева» для предотвращения возникшей конфликтной ситуации; «Волшебный мешочек для криков» для возможности легально выразить вербальную агрессию;

- обучение методам саморегуляции: «Иллюстрации эмоций», «Театр масок», "зеркала";

- снятие эмоционального напряжения: коврики, валики, аудиозаписи со звуками природы, релаксационной музыкой, речью;

- на развитие телесных движений и ориентировок, самовыражение, на актуализацию собственных желаний:маски, костюмы, сундучок с атрибутами для перевоплощения.

   Характер переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления. Эмоционально-волевые структуры являются фундаментом причинно-следственных основ регуляции и коррекции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Подчеркивая роль организованной предметно-чувственной деятельности как основы формирования личности, в целях повышения мотивационной готовности детей к сотрудничеству, разработаны организационно-методические требования к проведению занятий:

- минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных;

- предоставление, по возможности, максимальной свободы действий;

- обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка;

- обеспечение только необходимой помощи со стороны взрослого;

- отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка;

- демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям;

- постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка;

- превалирование приоритета в системе общения «ребенок-ребенок» и использование, лишь по мере  необходимости, системы общения «ребенок взрослый»;

- создание положительной мотивации, ситуации успеха.

   При этом:

   Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь;
усилия ребенка всячески поощряются; в конце дня поведение  ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

Построение развивающей среды в СП

   Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

   Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

   Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

1.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» 
2.Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности 
3.Это предполагает решение следующих задач: 
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
4.Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. 
5.Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. 

    Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
   Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
   Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 
2.Принцип активности, самостоятельности, творчества; 
3.Принцип стабильности, динамичности;
4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 
7.Принцип открытости – закрытости; 
8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. 

    Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

     1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

   Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
   Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.
   В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
   Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.
   В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

     2.Принцип активности.

   Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
   По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
    Пример:
   На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. 
Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
   В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

     3. Принцип стабильности динамичности развивающей среды.

   В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
   Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п 

    4.  Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

   Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
   Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
   Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
   Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

     5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

   Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
   Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).

     6. Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

   Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
   Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
   Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

     7. Принцип открытости – закрытости.

   Может быть представлен в нескольких аспектах.

1.Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах. 
2.Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера. 
   С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших»  образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
3.Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. 
4.Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». 
   В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте. 

   8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

   Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
   Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
   Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
   Варианты построения развивающей среды:
1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2.Использование помещений спальни и раздевалки. 
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
    Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.
4.Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.  
5.Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций» 
- Достраивание определённых деталей интерьера детьми
- Включение в интерьер крупных игрушек-символов
- Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
6.Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.