Пятница, 03.05.2024, 00:29,
3.144.189.177

СП ГБОУ СОШ № 9 г. о. Чапаевск Самарской области. Детский сад № 23 "УЛЫБКА" © (обучение в СП ведётся на русском языке)

МЕНЮ САЙТА
Электронные услуги
в сфере образования

Зачисление в дошкольное образовательное учреждение
Переводчик сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Users ONline
Погода
Посетите
Новости
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Закладки

Консультация педагога-психолога

Тихий, стеснительный, робкий, застенчивый, скромный.

Наверно, любому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок рос общительным и уверенным в себе человечком, умеющим постоять за себя и не боящимся обратиться к взрослому. А потому многих родителей волнует, что их дети отличаются повышенной стеснительностью. Что ж, это не так уж и плохо. У застенчивого ребенка много и положительных качеств – он интересный собеседник, надежный друг, и в трудной ситуации всегда поможет и словом и делом. Такой ребенок очень ответственный, пунктуальный, исполнительный, старательный, он хорошо учится, всем интересуется и много знает.Но все же скромным детям в нашем современном обществе живется нелегко. «Скромняги» боятся всего нового и необычного, боятся высказать свое мнение, очень чутки к похвалам, порицаниям и сравнениям с другими детьми. Скромные дети не уверены в своих силах, а потому готовы быстро сдаваться и уступать другим.

Почему они стесняются?
Но на самом деле стеснительные детишки хотели бы на равных общаться и играть с другими детьми. Их стеснительность – всего лишь проявление защитной реакции на некомфортные ситуации. И любящие, внимательные родители должны это понимать. Хотя, скорее всего, когда-то они и сами были такими. Да, действительно, стеснительность - это наследственность. Скорее всего, кто-то из родителей и сам несет в себе этот комплекс, с которым ему приходится постоянно бороться.
Но наследственный фактор усугубляется еще одной причиной стеснения ребенка – его низкой самооценкой. И закладывается она, как это ни горько звучит, в семье. Мы воспитываем своих детей так же, как когда-то нас воспитывали наши родители, неосознанно повторяя их ошибки «воспитания».
Заниженная самооценка формируется не только у детей, которых обижают, не любят, третируют, но и, наоборот, у тех детей, которых чрезмерно опекают, лишая их права принимать решения и проявлять самостоятельность. В такой семье взрослые постоянно «оценивают» ребенка - все его хорошие и плохие действия. И в итоге ребенок привыкает руководствоваться мнением окружающих людей, а не своим. И как же ему научиться принимать решения и САМОМУ оценивать себя?

Как победить стеснение?
Конечно, те родители, которым приходится бороться со своей застенчивостью, знают, что избавиться от нее не так-то просто. Так что, пытаясь помочь своему ребенку научиться адаптироваться в обществе сверстников, придется запастись терпением и пониманием. Чтобы побороть в своем ребенке стеснительность, нужно направить действия на развитие умения общаться, укрепление его веры в себя и повышение его самооценки:
В первую очередь надо научиться понимать своего ребенка и любить его таким, какой он есть. Ведь стеснительный ребенок гораздо больше других детей нуждается в поддержке и внимании родителей.
Если ребенок попал в неприятную ситуацию – пусть попробует сам справиться с ней. Но если он просит о помощи – обязательно вмешайтесь. Так он будет знать, что у него есть крепкий тыл, а заодно и поймет, что из любой проблемы можно найти выход.
Не настраивайте ребенка против «всего света»: «Не ходи туда, упадешь», «Он попал в тебя песком. Какой гадкий мальчишка! Не дружи с ним».
Не надо пытаться в один момент искоренить страх ребенка перед общением. Ни в коем случае не заставляйте ребенка «насильно» играть с детьми, если он в данный момент категорически не готов к этому. Это приведет к еще большей неуверенности в себе.
Не вешайте на ребенка ярлык, называя его «стеснительным», и не подсмеивайтесь над его неуверенностью. Такое внушение и высмеивание может быть принято как истина и приговор, с которым уже ничего не поделаешь.
Предоставляйте ребенку право выбора, интересуйтесь его мнением. Ведь не так уж трудно спросить: «Ты какую кашу будешь – гречневую или рисовую?» или «Тебе понравился этот мультфильм?».
Не предъявляйте ребенку завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить.
Побольше хвалите ребенка, создавайте для него ситуации успеха. Постарайтесь разобрать с ребенком – почему ему удалось это так хорошо выполнить. Таким образом, Ваш сын или дочь поймут, что в их силах повлиять на ситуацию.
Не бойтесь предоставлять ребенку возможность потерпеть поражение. Но обязательно рассмотрите с ним варианты выхода из проигрышного положения. Учите находить плюсы там, где их, казалось бы, нет.
Застенчивые дети держат свои эмоции в себе, но не стоит доводить их до «кипения» и «переполненности» отрицательной энергией. Учите ребенка говорить о своих чувствах. А выпустить пар поможет «избитая» подушка, «лист гнева», разорванный на мелкие кусочки, игра в дартс или городки, контрастный душ.
Важен и личный пример. Сами будьте более общительной. Показывайте ребенку, что мир не страшен, а общаться – приятно и интересно.
Ищите подходящие моменты, ради которых ребенок захочет общаться. Научите, как подойти, что сказать, как себя вести. Если Ваш сын, например, обожает машинки, скажите: «Вон мальчик играет в песочнице в машинки. Пойдем, посмотрим машинки». Т.е. Вы привлекаете его внимание не к мальчику, а к машинкам. А потом уже начинаете завязывать разговор: «Как тебя зовут? Кто тебе купил эту машинку? А какая твоя машинка любимая? Синяя? А у тебя, сынок, какая любимая машинка?» и т.д.
Играйте с ребенком в ролевые игры, в которых ребенок сможет раскрыться и научиться взаимодействовать с окружающими и даже побыть в центре внимания. Ролевые игры помогают адаптироваться к разным ситуациям.
Очень полезны подвижные игры, к которым Вы привлечете других детей. Такие игры развивают умение владеть собой, выдержку, силу воли, умение переживать неудачи. А это то, что нужно стеснительным детям.

Желательно отдать ребенка в кружок, который пришелся бы ему по душе (хорошо бы, конечно, в театральную студию). Там он сможет найти друзей по интересам. Но на первых порах Вам придется на занятиях сидеть вместе с ребенком.

Если ребенок скоро пойдет в детский сад – расскажите ему, что там и как будет. Как можно дольше приводите его только на прогулку, потом на полдня. Попросите воспитателя на первых порах давать Вашему ребенку несложные поручения, подобрать ему в пару общительного ребенка, на утренниках не спешите вытребовать для своего сына или дочки стихотворение.

Капризный ребёнок! Что делать?

Дети капризничают по самым разнообразным поводам, но чаще всего потому, что никакие другие сигналы, посылаемые ребенком, не доходят до родителей. А происходит это либо от того, что взрослые плохо понимают свое чадо, либо от того, что ребенок не может ясно выразить свои желания. Малыш, испытывающий чувство неудовлетворенности, которому он не может найти объяснения, прибегает к капризу в отчаянной надежде на то, что его все-таки услышат, поймут и помогут.
Многие мамы согласятся с тем, что ситуации, когда ребенок начинает капризничать - по полной программе или чуть-чуть, - возникают то и дело. Иногда вы сразу понимаете, отчего это происходит: он устал, хочет есть или заболел. Но бывает, малыш ноет безо всякой видимой причины, и вполне возможно, что эта причина не видна не только вам, но и ему самому.

Объясните разницу между "сейчас" и "потом"
Вы отправляетесь с ребенком в погулять и по дороге встречаете старого приятеля, которого не видели сто лет. Конечно, вам хочется поболтать друг с другом. Ребенок не обладает выдержкой взрослого, и его терпение не безгранично. Конечно, он должен знать, что у родителей бывают свои дела и они не могут заниматься только им одним. Но все-таки дайте ребенку понять, что, отвлекаясь от него, вы тем не менее помните о нем. Попробуйте придумать ему какое-нибудь занятие на время вашей беседы. Так малыш увидит, что вы о нем не забыли, хотя и не можете уделить ему внимание в данный момент.
Дети ощущают время совсем не так, как взрослые. Они не понимают, что значит подождать десять минут. Им надо "здесь и сейчас". Поэтому для многих малышей ожидание невыносимо и они начинают капризничать. Если вы хотите научить своего ребенка терпению, не спешите по первому зову удовлетворять все его желания. Пусть немного подождет. Главное - держать данное слово. Тогда ребенок поймет, что ждать исполнения обещания действительно стоит.

Сделайте выбор сами
"Что ты хочешь: банан или яблоко?" - спрашивает мама своего малыша, садясь с ним в автобус. "Яблоко", - отвечает мальчик, но тут же приходит в отчаяние, видя, как мама убирает банан в сумку. "Я хочу банан", - хнычет он. Обменяв яблоко на банан, малыш не испытывает никакого удовлетворения и весь остаток пути капризничает, так и не сделав выбор.
Родители должны понимать, что маленький ребенок еще не способен принимать подобные решения. Оказавшись перед выбором, он приходит в отчаяние, поэтому взрослые должны выбирать за него.

Избегайте критических моментов
Возвращаясь домой с работы, вы забираете ребенка из детского сада и идете с ним в магазин. Малыш устал, ему пора ужинать, но вам необходимо купить продукты. Стоя в очереди, карапуз замечает на витрине конфеты. И тут начинается. "Я хочу шоколадку", - ноет он. "Ну ты же знаешь, что сначала надо поужинать", - отвечаете вы с некоторым раздражением. Очередь длинная. "Только бы он не устроил здесь сцену, я этого не выдержу", - думаете вы про себя, но тоненький голосок тянет свое. "Никаких конфет до еды, я сказала", - реагируете вы с нарастающим раздражением, чувствуя, как внутри закипает гнев. Люди в очереди смотрят на вас с осуждением, а ребенок все громче и настойчивее заявляет о своих требованиях.
Чтобы избежать подобных сцен, постарайтесь закупать продукты на несколько дней, чтобы не было необходимости каждый день заходить после детского сада в магазин.
Если вы все же оказались с ребенком в очереди и он раскапризничался, заключите с ним соглашение: вы покупаете ему какое-нибудь лакомство, но получит он его только после еды.

Когда нет выхода
"Не хочу красный сок... Не люблю такие пирожки", - хнычет ваш малыш, сидя с вами за столом в гостях. Ему ничего не нравится, и он это открыто демонстрирует. Обстановка становится напряженной, а вы не знаете, куда деться от стыда. Конечно же, с ребенком что-то происходит, и поэтому стоит обратить на него внимание. Выразите ему свое сочувствие, обнимите и одновременно объясните, что так себя вести нельзя. Если ваши слова не подействуют, тогда скажите, что вы сердитесь. Возможно, после этого малыш расплачется или поведет себя агрессивно, но через некоторое время он успокоится, и все станет на свои места. Лучше разрядить напряженную ситуацию таким образом, чем терпеть детское нытье в течение нескольких часов.

Будьте последовательны
Иногда родители не могут уделять детям достаточно времени и внимания. Терзаясь чувством вины, они готовы удовлетворить любой их каприз, в глубине души понимая, что это не лучший выход из положения. Самое главное - вести себя последовательно. Если вы что-то разрешили ребенку, то старайтесь не изменять своему слову. А сказав однажды твердое "нет", не идите у карапуза на поводу. Не стоит каждый день устраивать дискуссию по поводу того, можно ли есть мороженое перед обедом. Важно, чтобы родители были единодушны в том, что разрешать и что запрещать своему чаду.
Существуют возрастные периоды, когда дети становятся особенно капризны. В два года, например, когда ребенок познаёт границы дозволенного, любой запрет может привести его просто в ярость!

Не ставьте невыполнимых условий
Ребенку, еще не научившемуся хорошо говорить, приходится трудно. Он-то уверен, что выражает свои чувства абсолютно отчетливо, поэтому, наталкиваясь на непонимание родителей, начинает капризничать.
И если родители вовремя поймут, что такие "фокусы" в поведении малыша объясняются просто особенностями его развития на данном этапе, то они будут намного спокойнее к этому относиться. Если же вместо понимания и сочувствия взрослые проявят неуместную твердость и начнут ставить перед крохой невыполнимые условия, каприз как модель поведения может закрепиться надолго.
Капризы могут также сигнализировать о том, что не все в жизни ребенка обстоит благополучно. Возможно, у него есть веские причины для того, чтобы испытывать чувство неудовлетворенности. Если вы хотите справиться с капризами, попытайтесь понять, чем они вызваны. Может быть, у вас родился еще один ребенок и вы не уделяете своему малышу достаточно внимания? А может быть, в вашей семье часто происходят ссоры? Даже если вам не удается найти причину каприза, обязательно выразите ребенку свое сопереживание. Например, подзовите его к себе и посадите на колени. Правда, для этого мама должна сохранять спокойствие и быть очень терпеливой, а это не всегда удается.

Разорвите порочный круг
Если ребенок с плачем просыпается от ночных кошмаров или отказывается от любимого блюда, мама реагирует на это с тревогой и волнением. Что же касается капризов, то они чаще всего вызывают у нее просто раздражение. Тем не менее такое поведение - это тоже сигнал тревоги.
Бывают дети, которые постоянно чем-то недовольны. Капризы становятся для них способом общения, в результате чего образуется порочный круг. Родители ждут, что ребенок вот-вот начнет капризничать, и раздражаются уже заранее. Малыш же в свою очередь отвечает на их возмущение истерикой.
Не позволяйте себе думать, что у вас капризный ребенок, иначе он и сам начнет так себя оценивать. Показывайте ему, что капризы ни к чему не приводят. Посоветуйте ему говорить нормальным тоном, если он хочет, чтобы его просьба была выполнена. Если малыш просто кричит или ноет без объяснения причины, вы можете честно признаться, что не понимаете его. Пусть попробует объяснить, в чем дело. Ребенок должен учиться рассказывать о своих проблемах. Но не спрашивайте его: "Почему ты ноешь?" Это слишком абстрактный вопрос. Лучше спросите: "Чего ты хочешь?"

Начните с себя
Еще один эффектный способ справляться с детскими капризами - это показывать пример собственным поведением. Дети подражают нам в поступках, а не в словах. Родители, у которых все в порядке на работе и дома и в душе которых царит гармония, подают положительный пример своим детям.

Нужно ли учить ребенка общению?

Раньше родители не задумывались над этим вопросом: ребенок рос, постоянно находясь в социуме - детский сад, школа, кружки. Но оказывается, что такого рода общения недостаточно для полноценного, всестороннего развития личности, очень важно общение с родителями. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни. Но часто обстановка в семье далека от идеальной либо семья неполная, тогда и появляются у ребенка проблемы в общении.

Советы родителям для нормализации общения с ребенком: 
1. Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т. д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.

2. Испытывать негативные эмоции - это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом.

3. Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько - просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!

4. Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают " Ты меня любишь?", даже провоцируют "Я плохой, я дурак..." при этом, надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажут что-то наподобие "Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю".
Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а, следовательно, и лучше их понимать.
Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).
Часто семейные тайны оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное развитие ребенка - он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться, прежде всего, в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь" оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребенка.

Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.


Гиперактивный ребёнок! Что делать?

   Портрет гиперактивного ребенка

   Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.

   Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас! 

   Причины гиперактивности детей:

   Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
   - генетические (наследственная предрасположенность);
   - биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
   - социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). 

   Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?

   Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение. 

    Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется. 

   1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;

– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;

– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);

– часто теряет вещи;

– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

– часто бывает забывчив.

   2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;

– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

– мало спит, даже в младенчестве;

– находится в постоянном движении (с «мотором»);

– очень говорлив.

   3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;

– не способен дождаться своей очереди;

– часто вмешивается, прерывает;

– резкие смены настроения;

– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

– не подчиняется правилам (поведения, игры);

– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).


   Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

   Как помочь гиперактивному ребенку.
   Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). 
   Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации. 
   Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку. 
   Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.). 
   Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. 
   Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. 
   С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. 
   Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам. 
   Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много. 
   Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. 
   Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. 
   Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза. 
   Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. 
   Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту. 
   Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия. 
   Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша. 
   Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад. 
   Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки. 

   Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!